Возрождение строительства из белого камня на Руси

Возрождение строительства из белого камня на Руси

Ренессанс белокаменного зодчества на Руси начался спустя столетие после нашествия монголов. Постепенно его центр сместился в Москву.
Тогда произошли изменения в способе добычи белого камня – он начал добываться в открытых выработках. Изменения коснулись и самого места добычи – центральной точкой стало с. Мячково (р. Пахра).

Скорее всего, неизменными оставались и старые маршруты речной транспортировки; наиболее удаленное от реки место – Троице-Сергиевская лавра – на расстоянии 15 километров от р. Воря. При возведении практически всех построек XIV ст. использовался верхнемячковский камень. До тех пор, пока потребности в камне были не очень высокими, вполне хватало всего пары открытых карьеров, главным образом, у с. Мячково, а может быть и у Звенигорода. Однако начиная со второй половины XV ст. строительного камня нужно было больше, поэтому его начали ломать в иных местах – скажем, по р. Пахра (Подольск), Москва-реке Тучкове, Звенигород), р. Ока (Серпухов и Коломна).

По-прежнему использовались старые пещерные каменоломни, но камня оттуда брали сравнительно немного. В виде исключения можно упомянуть Успенский собор Московского Кремля. Неудачные попытки построить его предпринимали Кривцев и Мышкин: в фундамент собора был положен нижнемячковский камень, и, возможно, камни для фундамента доставляли из древних каменоломен. К слову, их не стоит путать с карьерами, где добывался известняк, используемый в качестве источника для выжигания извести. Такого рода карьеры встречаются неподалеку от Владимира, имеются они и в Москве. Именно в Белокаменной добывались мергель и известняк из верхнекаменноугольных отложений (так, подобные карьеры располагались и возле сегодняшней гостиницы «Украина»).

Уже к середине XV ст. традиция зодчества впитала в себя новые принципы. В те времена в Москве творили псковские умельцы, а также пришлые итальянские мастера – Алевиз Новый и Аристотель Фиораванти. Гораздо смелее стали задействоваться новые материалы и их комбинации. Например, в своем легендарном творении (Успенском Соборе) Аристотель Фиораванти комбинировал белокаменные материалы с кирпичом (последний тоже производили из глины новых месторождений, его замешивание и обжиг осуществлялись согласно новой технике – это четко просматривается посредством микроскопа). При этом разнообразие вносится и в размеры и форму монолитов известняка и кирпича.


Оформите заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время

Новое в Блоге:

Почему древнерусские князья предпочитали белый камень в строительстве?

14.янв..20 10:26

Одним из объяснений пристрастия Русских князей к белокаменной архитектуре считают её ассоциативное единство с Храмом Соломона, белыми одеждами, Небесным Иерусалимом. «Всеобщая история архитектуры» утверждает, что причина в том, что белокаменные церкви и дворцы были хорошо видны с большого расстояния.


Как на Юрия Долгорукого влияла западная романская архитектурная традиция

07.янв..20 12:47

Для возведения преимущественного числа соборов и замков романского стиля в Германии задействовался камень, второстепенным же строениям гражданского характера и малым храмам в провинции "доставался" кирпич.


Почему Юрий Долгорукий сделал выбор в пользу белокаменного строительства?

31.дек..19 12:45

Будучи сочетанием всех цветов, белый цвет обладает небольшим красным компонентом и воспринимается слабее. Это объясняет, почему воспрещающие и привлекающие внимание сигналы как правило красного цвета.