Возрождение строительства из белого камня на Руси

Возрождение строительства из белого камня на Руси

Ренессанс белокаменного зодчества на Руси начался спустя столетие после нашествия монголов. Постепенно его центр сместился в Москву.
Тогда произошли изменения в способе добычи белого камня – он начал добываться в открытых выработках. Изменения коснулись и самого места добычи – центральной точкой стало с. Мячково (р. Пахра).

Скорее всего, неизменными оставались и старые маршруты речной транспортировки; наиболее удаленное от реки место – Троице-Сергиевская лавра – на расстоянии 15 километров от р. Воря. При возведении практически всех построек XIV ст. использовался верхнемячковский камень. До тех пор, пока потребности в камне были не очень высокими, вполне хватало всего пары открытых карьеров, главным образом, у с. Мячково, а может быть и у Звенигорода. Однако начиная со второй половины XV ст. строительного камня нужно было больше, поэтому его начали ломать в иных местах – скажем, по р. Пахра (Подольск), Москва-реке Тучкове, Звенигород), р. Ока (Серпухов и Коломна).

По-прежнему использовались старые пещерные каменоломни, но камня оттуда брали сравнительно немного. В виде исключения можно упомянуть Успенский собор Московского Кремля. Неудачные попытки построить его предпринимали Кривцев и Мышкин: в фундамент собора был положен нижнемячковский камень, и, возможно, камни для фундамента доставляли из древних каменоломен. К слову, их не стоит путать с карьерами, где добывался известняк, используемый в качестве источника для выжигания извести. Такого рода карьеры встречаются неподалеку от Владимира, имеются они и в Москве. Именно в Белокаменной добывались мергель и известняк из верхнекаменноугольных отложений (так, подобные карьеры располагались и возле сегодняшней гостиницы «Украина»).

Уже к середине XV ст. традиция зодчества впитала в себя новые принципы. В те времена в Москве творили псковские умельцы, а также пришлые итальянские мастера – Алевиз Новый и Аристотель Фиораванти. Гораздо смелее стали задействоваться новые материалы и их комбинации. Например, в своем легендарном творении (Успенском Соборе) Аристотель Фиораванти комбинировал белокаменные материалы с кирпичом (последний тоже производили из глины новых месторождений, его замешивание и обжиг осуществлялись согласно новой технике – это четко просматривается посредством микроскопа). При этом разнообразие вносится и в размеры и форму монолитов известняка и кирпича.


Оформите заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время

Старицкий Свято-Успенский монастырь

21.нояб..19 11:44

Всего в 70 км от Твери расположен уютный древний городок Старица. В Старице, как и в прилегающих к райцентру землях, сохранилось немало старинных объектов культурного наследия, бесспорно представляющих большую историческую ценность. Но вне всякого сомнения Свято-Успенский монастырь, архитектурный шедевр XII столетия, - главная достопримечательность Старицы.


Особенности замощения территорий в современную эпоху

19.нояб..19 11:01

Ранее для замощения Лавры задействовали брусчатку, соответственно, грунтовым водам оставлялись возможности для легкого проникновения в почву и такого же легкого испарения. Нынче же, в условиях замощения доломитовыми плитами, которые плотно прилегают к поверхности, циркуляция нарушена – вода «подсасывается» по капиллярам в храмовых стенах.


Использование известняка в ходе реставрационных работ

14.нояб..19 10:48

Архитектор И.В. Трофимов, занимаясь реставрацией храмов на территории Троице-Сергиевской лавры (1945-50 гг.) применял крымский известняк Бьюк-Янкойского месторождения (верхнеюрский период), который он заготовил еще в 1940 г. Данный известняк, хоть и выглядит чуть более белесым, нежели мячковский, все же сходен с ним по техническим характеристикам