Влияние европейской и древнеримской архитектурной традиций на русских князей

Влияние европейской и древнеримской архитектурной традиций на русских князей

Мастера-строители и архитекторы Юрия Долгорукого сперва обучались, стажировались в городах Европы, обменивались опытом, а уж затем начинали строить. В ходе заграничных учебных вояжей суздальцы осваивали тамошнюю строительную технику по камню, однако возводить соборы западноевропейских масштабов им все же не удавалось – тут нужен был высочайший уровень строительной культуры, которая является результатов кропотливой работы множества поколений.

Умельцы Долгорукого воспитывались в рамках мономаховой строительной культуры, а вовсе не западноевропейской. В связи с этим все соборы, возведенные во времена Долгорукого, не могли похвастаться крупными габаритами. И все же главное наставление князя – овладение западноевропейской полубутовой техникой (аккуратность кладки при минимальном задействовании раствора) – у них получилось выполнить.

Полубутовая техника — это такая техника возведения стен (распространенная в Средние Века), в рамках которой на том месте, где позднее должна была появиться стена, изначально строилась пара параллельных стенок (чаще всего из обтесанных каменных блоков, реже – из кирпича), после чего образованное ими пространство заполняли каменными обломками, а также кусками кирпича и щебня, а когда все это было проделано, заливали известковым раствором.

В древнеримские времена эта техника была весьма распространенной. Оттуда она успешно «перекочевала» в европейскую романику, готику, возведение замков, а также в строительство из белого камня на землях Северо-Восточной Руси.
Среди мировых шедевров, выстроенных по этой технике, можно назвать тот же Собор Парижской Богоматери или Шпейерский собор. В Древней Руси яркими примерами использования этой техники служат Церковь Покрова на Нерли, Спасо-Преображенский собор в Переславль-Залесском, а также множество других соборов.

Каменное строительство призвано было символизировать могущество государства и служить наглядной демонстрацией вооружения имперской идеологией. Отсюда и стремление Долгорукого развернуть у себя строительство из белого камня – он страстно желал возводить храмы наподобие тех, что строились в Европе и Древнем Риме.

Аналогичным образом, не считаясь с затратами, вели себя сначала все владимиро-суздальские князья, а после них и московские. Восторженно глядя на мощь европейских держав, они хотели быть на уровне, а потому строили то, что эту мощь символизировало.


Оформите заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время

Новое в Блоге:

Причины перехода от белокаменного к кирпичному строительству на Руси

18.февр..20 13:27

Переход от белого камня к кирпичу при строительстве зданий на Руси произошел достаточно быстро на исходе княжения Василия II и при Иване III. Этот переход был вызван двумя причинами.


Причины востребованности белокаменного строительства на Руси

11.февр..20 13:14

Строительство из белого камня – крайне дорогостоящее и нетехнологичное занятие. И все же, невзирая на это, ему удалось продержаться в Древней Руси очень долгое время.


Причины недолговечности древнерусских белокаменных соборов

04.февр..20 13:08

Конечно, говорить о какой-либо традиции охраны архитектурных памятников в XV-XVI ст. не приходилось, а потому, как только появлялись материальные возможности, соборы подвергались сносу (по причине их «ветхости»), а их место занимали более «престижные» сооружения.