Почему Юрий Долгорукий сделал выбор в пользу белокаменного строительства?

Почему Юрий Долгорукий сделал выбор в пользу белокаменного строительства?

Будучи сочетанием всех цветов, белый цвет обладает небольшим красным компонентом и воспринимается слабее. Это объясняет, почему воспрещающие и привлекающие внимание сигналы как правило красного цвета.

В Северо-Восточной Руси, которую укрывает снегом практически на полгода, рассуждать о какой-то чрезвычайной «заметности» соборов из белого камня было бы просто нелепо. Постройки из красного кирпича гораздо лучше выделялись бы на фоне окружающего ландшафта как зимой, так и летом.

Кроме того, слово «красный» в старорусском языке значило «красивый». Поэтому красным цветом реет и знамя со Спасом Нерукотворным, парадные княжеские одёжи, воинские щиты, а также гербы большей части городов Владимиро-Суздальской Руси.
При этом, если говорить о соборах Долгорукого, то их белизна довольно условна. Для сравнения: в литературных источниках, как правило, превосходными оценками удостаивают белизну церкви Покрова на Нерли - там качество и подгонка камня несоизмеримо лучше. Вместе с тем, соборы Переславля и Кидекши иногда характеризуют как бело-желтые, иногда - рыжеватые, а порой отмечают их «пятнистость» – в них чрезвычайно велика численность вкраплений камня невысокого качества.

Спустя буквально несколько десятков лет (иногда счет шел на годы) после возведения соборы уже не могли похвастаться белизной или желтизной, а превращались в мрачные, грязно-серые постройки, виной чему была копоть печей и нередких возгораний, а их очистку стали практиковать лишь много позже – в XIX ст.

Отметим также, что если представить, что у Юрия Долгорукого и его наследников была какая-то страсть к белому камню, то как вариант возможно было для возведения соборов применять кирпич либо даже еще менее затратную технику «opus mixtum», чтобы затем уже заниматься их оштукатуриванием.

Скажем, одну из форм штукатурных работ – затирку раствором – применяли в псковских и новгородских храмах. Также ее применяли в работе с туфовой кладкой Суздальского собора (на заре XIII ст.). Обмазкой выравнивали туфовые своды Успенского собора (г. Владимир) и церкви Покрова на Нерли. То же самое относится и к фрагментам стен многих соборов в Суздале домонгольского периода - они также были оштукатурены. В конце XII ст. епископ Иоанн провел работы по побелке суздальского мономахова собора.

Итак, в ту эпоху штукатурные работы не выглядели чем-то невероятным. В Древней Руси они не применялись лишь к крепостным сооружениям (вплоть до второй половины XVII ст.). Поэтому Долгорукому, воспользуйся он данной техникой, это позволило бы решить сразу несколько задач – достичь высокого уровня гладкости стен, их цветовой однородности и белизны при одновременно несоизмеримо меньших расходах.

В связи с этим понятно: версия задействования белого камня на Руси из эстетических соображений выглядит, мягко говоря, неубедительной.


Оформите заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время

Новое в Блоге:

Типы смесей

15.сен.20 11:32

Смеси по составу подразделяют на «простые» и «сложные». Первые содержат лишь один вяжущий компонент – известь или цемент. Вторые могут содержать оба компонента, что позволяет изменить структуру и свойства раствора.


Раствор для кирпичной кладки

08.сен.20 11:28

При построении дома или возведении иной кирпичной конструкции важно не только выбрать кирпичи добротного качества, но и использовать хороший раствор. Это важно для получения прочной, надежной сцепки между кирпичами, что впоследствии отразится на крепости постройки


Стильная кладка с пластикой

01.сен.20 11:28

Если во время работы используется камень и большим количеством сторон не бутового характера, то такую кладку называют полигональной. Основным признаком этого типа кладки стал неправильный многоугольник. Этот камень укладывает на ребра, а постели становятся элементами лицевой стороны. Отличительная черта – известняковая порода и плоскость используемого камня