Почему Юрий Долгорукий сделал выбор в пользу белокаменного строительства?

Почему Юрий Долгорукий сделал выбор в пользу белокаменного строительства?

Будучи сочетанием всех цветов, белый цвет обладает небольшим красным компонентом и воспринимается слабее. Это объясняет, почему воспрещающие и привлекающие внимание сигналы как правило красного цвета.

В Северо-Восточной Руси, которую укрывает снегом практически на полгода, рассуждать о какой-то чрезвычайной «заметности» соборов из белого камня было бы просто нелепо. Постройки из красного кирпича гораздо лучше выделялись бы на фоне окружающего ландшафта как зимой, так и летом.

Кроме того, слово «красный» в старорусском языке значило «красивый». Поэтому красным цветом реет и знамя со Спасом Нерукотворным, парадные княжеские одёжи, воинские щиты, а также гербы большей части городов Владимиро-Суздальской Руси.
При этом, если говорить о соборах Долгорукого, то их белизна довольно условна. Для сравнения: в литературных источниках, как правило, превосходными оценками удостаивают белизну церкви Покрова на Нерли - там качество и подгонка камня несоизмеримо лучше. Вместе с тем, соборы Переславля и Кидекши иногда характеризуют как бело-желтые, иногда - рыжеватые, а порой отмечают их «пятнистость» – в них чрезвычайно велика численность вкраплений камня невысокого качества.

Спустя буквально несколько десятков лет (иногда счет шел на годы) после возведения соборы уже не могли похвастаться белизной или желтизной, а превращались в мрачные, грязно-серые постройки, виной чему была копоть печей и нередких возгораний, а их очистку стали практиковать лишь много позже – в XIX ст.

Отметим также, что если представить, что у Юрия Долгорукого и его наследников была какая-то страсть к белому камню, то как вариант возможно было для возведения соборов применять кирпич либо даже еще менее затратную технику «opus mixtum», чтобы затем уже заниматься их оштукатуриванием.

Скажем, одну из форм штукатурных работ – затирку раствором – применяли в псковских и новгородских храмах. Также ее применяли в работе с туфовой кладкой Суздальского собора (на заре XIII ст.). Обмазкой выравнивали туфовые своды Успенского собора (г. Владимир) и церкви Покрова на Нерли. То же самое относится и к фрагментам стен многих соборов в Суздале домонгольского периода - они также были оштукатурены. В конце XII ст. епископ Иоанн провел работы по побелке суздальского мономахова собора.

Итак, в ту эпоху штукатурные работы не выглядели чем-то невероятным. В Древней Руси они не применялись лишь к крепостным сооружениям (вплоть до второй половины XVII ст.). Поэтому Долгорукому, воспользуйся он данной техникой, это позволило бы решить сразу несколько задач – достичь высокого уровня гладкости стен, их цветовой однородности и белизны при одновременно несоизмеримо меньших расходах.

В связи с этим понятно: версия задействования белого камня на Руси из эстетических соображений выглядит, мягко говоря, неубедительной.


Оформите заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время

Новое в Блоге:

Причины перехода от белокаменного к кирпичному строительству на Руси

18.февр..20 13:27

Переход от белого камня к кирпичу при строительстве зданий на Руси произошел достаточно быстро на исходе княжения Василия II и при Иване III. Этот переход был вызван двумя причинами.


Причины востребованности белокаменного строительства на Руси

11.февр..20 13:14

Строительство из белого камня – крайне дорогостоящее и нетехнологичное занятие. И все же, невзирая на это, ему удалось продержаться в Древней Руси очень долгое время.


Причины недолговечности древнерусских белокаменных соборов

04.февр..20 13:08

Конечно, говорить о какой-либо традиции охраны архитектурных памятников в XV-XVI ст. не приходилось, а потому, как только появлялись материальные возможности, соборы подвергались сносу (по причине их «ветхости»), а их место занимали более «престижные» сооружения.