Почему древнерусские князья предпочитали белый камень в строительстве?

Почему древнерусские князья предпочитали белый камень в строительстве?

Одним из объяснений пристрастия Русских князей к белокаменной архитектуре считают её ассоциативное единство с Храмом Соломона, белыми одеждами, Небесным Иерусалимом. «Всеобщая история архитектуры» утверждает, что причина в том, что белокаменные церкви и дворцы были хорошо видны с большого расстояния. И правда, белокаменные сооружения Суздаля куда приметнее мрачновато-серых построек Пскова или Новгорода.

Несмотря на очевидное эстетическое превосходство белокаменной архитектуры над простоватой кирпичной кладкой, одними эстетическими предпочтениями объяснять массовый переход к белокаменному строительству во второй половине XII ст. было бы неверно.

Если даже предположить, что сам Юрий Долгорукий готов был ради удовлетворения своего тонкого вкуса идти на гигантские дополнительные затраты и сложности, то как тогда объяснить упорство, с которым его потомки – от Андрея Боголюбского аж до Василия Тёмного – строго придерживались стиля «князя-эстета»?

Кроме того, строительство такого масштаба, это не изготовление бытовой мелочёвки, оно требовало максимального напряжения всех сил, когда малейший выход за пределы «сметы» мог иметь катастрофические последствия макроэкономического уровня, ведь речь шла о десятикратной разнице в стоимости возводимых объектов.

И это при том, что альтернативой эстетичной кладке белого кирпича служила вовсе не неприглядная кирпичная «opus mixtum», а вполне эффектная розовато-красная, ровная и значительно выигрывавшая по цене кладка из цемяночных стройматериалов. Плюсом этих материалов была и возможность строительства из них зданий значительно больших габаритов. Для сравнения: подкупольное пространство суздальского Мономахова собора – 8,6 м, Спасо-Преображенский собор в Переславле – 5,1 м, черниговский Спасо-Преображенский собор – 6,5 м, а София Киевская – 7,8 м. Даже в относительно бедной Рязани стороны квадратов скромных соборов габаритнее соборов Владимиро-Суздальского княжества.

Вопрос: как объяснить, почему Юрий Долгорукий, долгие годы соревновавшийся с Изяславом Мстиславичем, не внедрял кирпичное строительство, которое при его возможностях позволило бы ему превзойти Киев и размерами храмов, и их общим количеством?

К тому же, Небесный Иерусалим, как известно золотой, Храм Соломона построен из желтоватого известняка, характерного для Святой Земли, ну, а версию про праведников в белых одеждах вообще трудно брать в расчёт в случаях, когда речь заходит о составлении сметы такого уровня.

И в заключение: физические законы упрямы, а они утверждают – длина волн красного сектора спектра больше белых, соответственно благодаря большей скорости их распространения и видно издали строения из красного камня лучше. Так что и версию о «большей заметности» тоже ставим под сомнение.


Оформите заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время

Новое в Блоге:

Почему древнерусские князья предпочитали белый камень в строительстве?

14.янв..20 10:26

Одним из объяснений пристрастия Русских князей к белокаменной архитектуре считают её ассоциативное единство с Храмом Соломона, белыми одеждами, Небесным Иерусалимом. «Всеобщая история архитектуры» утверждает, что причина в том, что белокаменные церкви и дворцы были хорошо видны с большого расстояния.


Как на Юрия Долгорукого влияла западная романская архитектурная традиция

07.янв..20 12:47

Для возведения преимущественного числа соборов и замков романского стиля в Германии задействовался камень, второстепенным же строениям гражданского характера и малым храмам в провинции "доставался" кирпич.


Почему Юрий Долгорукий сделал выбор в пользу белокаменного строительства?

31.дек..19 12:45

Будучи сочетанием всех цветов, белый цвет обладает небольшим красным компонентом и воспринимается слабее. Это объясняет, почему воспрещающие и привлекающие внимание сигналы как правило красного цвета.