Откуда у нас появилось белокаменное строительство?

Откуда у нас появилось белокаменное строительство?

Во владимиро-суздальских землях добычу камня для строений производили в пещерных каменоломнях под Москвой. Любопытно отследить маршруты, по которым его подвозили с р. Пахры. Безусловно, он переправлялся речным путем – по Пахре в Москва-реку, оттуда по земле в Ворю (район Мытищ) и далее по реке (Клязьма) – до Владимира. Вниз по р. Клязьма и вверх по р. Нерли – в Суздаль и затем – до Переяславль-Залесского и Юрьев-Покровского. Что касается пути в Н.Новгород, то возможны варианты отправления туда грузов и вниз по Москва-реке, и по Оке, однако предпочтительным выглядит традиционный маршрут – по р. Клязьма.

Итак, мы видим возникновение новой строительной белокаменной техники, кроме «мигрировавшего», предположительно с киевской земли, умения возводить строения из кирпича, где известка играла роль скрепляющего материала. В XII ст. и раньше – в X-XI ст. в смежных княжествах, Новгородском и Киевском, в которых было не сыскать белый камень, при строительстве задействовалась плинфа и валуны (дикий камень), скрепляющим материалом которых был известковый раствор. Задействовали и плоские плиты натурального камня, однако не возводили постройки целиком из монолитов, подобно тому, как делали владимиро-суздальские мастера. В таком случае, где возводились похожие каменные строения?

Возможно, помощь здесь окажет территория, откуда прибыло к нам белокаменное зодчество? Она находится, как выяснилось, гораздо западнее – речь идет о Галицко-Волынской Руси, где встречаются белокаменные храмы, похожие на владимиро-суздальские. Причем сходство наблюдается не по одной лишь строительной технике, но и в архитектурном плане. Яркое свидетельство тому – дожившая до наших дней церковь Пантелеймона XII ст., расположенная в трех километрах от Галича. Сходство обоих княжеств (Галицкого и Владимирского) в плане архитектурно-строительной культуры наблюдается при археологических раскопках исчезнувших церковных зданий.

Впрочем, говоря о связи, следует вести речь не о "плагиате", а в большей степени о развитии традиции. Скажем, в XII ст. в Галиче каменный собор был соединен с хоромами деревянным проходом. Иными словами, церковь выступала словно «чистой» частью дворца. В с. Боголюбово данная схема распространена и там был возведен также белокаменный дворец. Аналогичная схема встречается во Владимире и, вероятно, в Суздале, однако ничего похожего не наблюдалось ни в Н.Новгороде, ни в Киеве. Следовательно, заключают ученые (археологи и историки), корни владимиро-суздальской архитектурной традиции следует искать в галицкой, а последняя отмечена тесной связью с западноевропейской замковой романской архитектурной культурой. Хотя камень там иного геологического возраста и состава.

В силу этого предположение о простом перемещении строительной техники во владимиро-суздальские земли выглядит неубедительно: едва ли можно представить, что наилучший камень Центральной России нашли и избрали в одночасье, вдалеке от пункта проведения строительных работ. Впрочем, не удается обнаружить и факты, подтверждающие строительство из доломита и рыхлых сортов известняка, добывавшихся поблизости от Владимира для обжига извести. Возможно, история белокаменного строительства простирается дальше вглубь веков, до Юрия Долгорукого? Прояснить данный вопрос пока нет никакой возможности.


Оформите заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время

Старицкий Свято-Успенский монастырь

21.нояб..19 11:44

Всего в 70 км от Твери расположен уютный древний городок Старица. В Старице, как и в прилегающих к райцентру землях, сохранилось немало старинных объектов культурного наследия, бесспорно представляющих большую историческую ценность. Но вне всякого сомнения Свято-Успенский монастырь, архитектурный шедевр XII столетия, - главная достопримечательность Старицы.


Особенности замощения территорий в современную эпоху

19.нояб..19 11:01

Ранее для замощения Лавры задействовали брусчатку, соответственно, грунтовым водам оставлялись возможности для легкого проникновения в почву и такого же легкого испарения. Нынче же, в условиях замощения доломитовыми плитами, которые плотно прилегают к поверхности, циркуляция нарушена – вода «подсасывается» по капиллярам в храмовых стенах.


Использование известняка в ходе реставрационных работ

14.нояб..19 10:48

Архитектор И.В. Трофимов, занимаясь реставрацией храмов на территории Троице-Сергиевской лавры (1945-50 гг.) применял крымский известняк Бьюк-Янкойского месторождения (верхнеюрский период), который он заготовил еще в 1940 г. Данный известняк, хоть и выглядит чуть более белесым, нежели мячковский, все же сходен с ним по техническим характеристикам