Как на Юрия Долгорукого влияла западная романская архитектурная традиция

Как на Юрия Долгорукого влияла западная романская архитектурная традиция

Существует версия о влиянии на князя Юрия Долгорукого и потомков западной романской архитектурной культуры. Как конкретно оно проявлялось? Главным образом, речь идет о самом факте возведения каменных построек.

Для возведения преимущественного числа соборов и замков романского стиля в Германии задействовался камень, второстепенным же строениям гражданского характера и малым храмам в провинции "доставался" кирпич.

Романские соборы на территории Северной Италии, в основном, строились с применением кирпича, но облицовывались камнем (яркий пример – городской собор в г. Модена) или же подобная облицовка была предусмотрена, но ввиду разных причин произведена не была (миланский собор Сан Амброджо), или проводилась лишь частично (павийская церковь Сан Микеле).
Кроме того, одним из ключевых проявлений воздействия романской культуры на архитектурную традицию Владимиро-Суздальской Руси служит скульптурный декор.

Мало кто отрицал множество сходных особенностей между суздальским и западноевропейским скульптурным декором. Так, ученый В.Н.Лазарев утверждал, что романика пришла в ростово-суздальские земли приблизительно в середине XII ст. В своем труде он также привел список примеров романских соборов со схожим декором и строительной техникой.

Ученые солидарны в вопросе развития готических архитектурных «настроений» сначала во владимиро-суздальских землях, а затем и в московских. Это непреложный факт – яркими свидетельствами тому выступают формы, например, Троицкого собора (Троице-Сергиев монастырь) и собора Андроникова монастыря. Дабы развеять все сомнения можно также упомянуть звенигородский Успенский собор «на Городке» и особый тип храмового зодчества XVI ст. – а именно шатровое.

Примечательно, что было лишь одно княжество Древней Руси, на территории которого строительные умельцы творили из белого камня - Галицко-Волынское. Однако там тоже заметно влияние готических тенденций, причем более чем существенное. Галицкие территории в 1188 г. присоединила Венгрия и они по закону получили статус лёна (земли) тамошнего монарха. Спустя несколько лет, в 1190 г., венгры покинули эти земли, но в 1205 г. скончался князь Роман Волынский и венгры вернулись, а галицкие князья уже de-facto стали их вассалами.

Закономерно ли, в таком случае, говорить о каком-либо «архитектурном влиянии» галицких земель на владимиро-суздальские? Возможно, именно из Галича «мигрировала» к нам романская традиция? В пользу этого говорит хотя бы тот факт, что первый из галицких князей (Владимирко) выступал в качестве союзника Долгорукого.

Ученые досконально исследовали жизнеспособность данной версии. Однако со временем стала очевидна ее несостоятельность. Но им удалось прийти к весьма необычному заключению – решение обратиться к белокаменной технике никак нельзя назвать спонтанным, оно носило стратегический отпечаток. Долгорукий подготавливался к нему долгое время и крайне ответственно.


Оформите заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время

Новое в Блоге:

Причины перехода от белокаменного к кирпичному строительству на Руси

18.февр..20 13:27

Переход от белого камня к кирпичу при строительстве зданий на Руси произошел достаточно быстро на исходе княжения Василия II и при Иване III. Этот переход был вызван двумя причинами.


Причины востребованности белокаменного строительства на Руси

11.февр..20 13:14

Строительство из белого камня – крайне дорогостоящее и нетехнологичное занятие. И все же, невзирая на это, ему удалось продержаться в Древней Руси очень долгое время.


Причины недолговечности древнерусских белокаменных соборов

04.февр..20 13:08

Конечно, говорить о какой-либо традиции охраны архитектурных памятников в XV-XVI ст. не приходилось, а потому, как только появлялись материальные возможности, соборы подвергались сносу (по причине их «ветхости»), а их место занимали более «престижные» сооружения.