Использование кукарского камня для декорирования церквей

Использование кукарского камня для декорирования церквей

Резьба по белому камню – один из старейших и широко известных вятских промыслов. Центром его развития считали слободу Кукарку. Ее главной «фишкой» была выработка и обработка мягкого известняка (местные называли ее «опока»).

Наиболее распространенным камнем выступал белый известняк. Его задействовали в древнерусском строительстве уже с XII ст.
Добывать его на территории современной Кировской области можно лишь в одном месторождении, которое располагается поблизости Кукарки (с. Жерновые Горы). В давние времена камень использовали для производства жерновов для мельниц. Собственно, по этой причине это место и стали именовать Жерновогорьем.

При этом строений, полностью сложенных из кукарского камня, не сыскать на Вятке. Однако с XVII ст. ее начали задействовать при строительных работах (плиты, предназначенные для оборудования полов, ступенек и лестничных площадок), при наружной отделке цоколей и для получения щебня.

Порой в кирпичную кладку плиты из опоки малых размеров буквально «вмуровывались». Они представляют собой белокаменные декоративные вставки, на которых вырезаны кресты. Они встречаются в ряде известных строений: в Успенском соборе, Преображенском храме женской обители (1696 г.) и Трифоновом монастыре (1684-1689 гг.).

В те времена предпочитали применять для украшения строений тесаный кирпич. Только в начале XIX ст. ситуация становится иной. Больше нет места кирпичному узорочью, а заинтересованность в кукарском камне возрастает. Из него создают фрагменты колонн, а также ряд других элементов: столбики оград и ворот, карнизы и вазы, и проч.

Наглядными свидетельствами тому служат работы А. Е. Тимофеева, использовавшего при их оформлении белокаменную технику. Также сюда стоит отнести Вознесенскую церковь в с. Каринка и Преображенскую в с. Вожгалы (обе постройки - XVIII ст.). Последняя и вовсе примечательна: ее барабан был окружен полуколоннами, на вершине которых, в свою очередь, находятся пышные капители коринфского ордера, выполненные белокаменной техникой.

В ходе возведения Александро-Невского собора (Вятка) также задействовали опоку. Ее превосходные свойства по достоинству оценил А.Л. Витберг, который хотел декорировать храм Христа Спасителя деталями из белого камня.

Опока также применяется для отделки Александро-Невского собора (в частности, для облицовки цоколя его галерей), используют ее в колоннах и иных элементах.

Есть еще ряд сооружений, в декоре которых бросается в глаза кукарский камень. Прежде всего, стоит назвать колокольню Слободского Христо-рождественского монастыря (1898) г. и Серафимовскую церковь (1907 г.). Манера, в которой они выполнены, именуют «псевдорусской». Кроме того, можно вспомнить и уржумский Троицкий собор (1900 г.), также отмеченный «печатью» белого камня.

Глубокий символизм видится в том, что наиболее поразительное строение, полностью укрытое белокаменной «мантией», построили в с. Жерновогорье.


Оформите заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время

Новое в Блоге:

Чередование белокаменного и кирпичного строительства в истории Древней Руси

10.дек..19 12:09

В этом крае во времена Владимира Мономаха появлялись постройки из плинфы, в комбинированной технике. Начало белокаменного строительства датируется серединой XII ст.


Соборы Свято-Успенского монастыря

03.дек..19 12:00

Троицкий собор построен в два этажа, на первом размещаются фамильная усыпальница Тутолминых, а на втором – церковь с алтарем, а в центральной его части – отверстие над двумя саркофагами, увенчанными гранитным обелиском.


Предания городка Старица и святитель Иов

26.нояб..19 11:50

В Успенском соборе Старицы, расположенном совсем недалеко от Твери упокоились мощи местночтимой святой – преподобной старицы Пелагеи. Древнее поверье гласит, что та была родной сестрой святителя Иова, первого Патриарха Московского и всея Руси.