Древнерусское белокаменное зодчество

Древнерусское белокаменное зодчество

Начало белокаменного строительства пришлось на времена Юрия Долгорукого (1132-57 гг.). Впрочем, наибольшего размаха оно достигло уже при Андрее Боголюбском (1157-74 гг.). Всего за девять лет удалось выстроить храм Рождества Богородицы в с. Боголюбово (в ходе раскопок обнаружили только нижние части стен), одноглавый Успенский собор (г. Владимир), фортификационные сооружения с Золотыми воротами. Кроме того, были обнаружены церковь Спаса (ее погубил пожар, а после она была переложена в последней четверти XVIII ст.), известная церковь Покрова Богородицы на Нерли, дворцовый ансамбль (с. Боголюбово), ростовский Успенский собор. Указанные архитектурные сооружения на долгое время определили направление древнерусской архитектуры.

Вскоре, уже во времена княжения Всеволода Большое Гнездо (1175–1212) и его сыновей, появились храмы и церкви в ряде русских городов: Суздале и Ярославле, Муроме и Н.Новгороде, Владимире и Костроме. Последний доживший до нашего времени строительный объект домонгольского периода в г. Юрьев-Польский связывают с фигурой одного из сыновей Всеволода Большое Гнездо – а именно третьего сына, Святослава.
Безусловно, в условиях таких интенсивных строительных работ, к мероприятиям по добыче камня следовало подходить основательно. Нам сегодня невероятно сложно представить то количество людей, которое было вовлечено в добычу и транспортировку белого камня. Одно можно сказать наверняка – их было огромное число.

Вслед за разрушением Батыевой армией Владимира и окрестностей, добыча белого камня и, соответственно, строительство была надолго заморожены. Отметим, что только на исходе XIII в. ситуация в сфере белокаменного строительства меняется – стартует его второй этап, вызванный, по сути, возрастанием значения Москвы. Именно здесь, а также в Твери возвели первые после вынужденной долгой паузы храмы, увы, не сохранившиеся до сегодня. Проходит почти столетие после уничтожения Батыем Владимира и вот уже во времена княжения Ивана Калиты появляется ряд соборов: Архангельский, Успенский и Спаса на Бору, также не дожившие до сегодняшних дней. Впрочем, в ходе раскопок обнаружены их части и даже куски стен и фундаментов. Позднее, в особенности после Куликовской битвы (1380 г.) в Троице-Сергиевской лавре, Звенигороде, а также прочих городах и монастырях начали появляться белокаменные храмы.

Данные постмонгольские храмы олицетворяют еще один этап развития древнерусской строительной культуры и техники. Впрочем, ничего необычного, ведь до этих времен многие опытные, мастеровитые умельцы попросту не дожили. В связи с чем строители вынуждены были осуществлять поиск белого камня, по-новому учились вести его добычу и обработку. Примечательно, что строения той эпохи выглядят проще и строже, обладая несколько другими пропорциями, иным характером украшений, арок и пр. Но самое главное – другим был и камень.


Оформите заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время

Новое в Блоге:

Почему древнерусские князья предпочитали белый камень в строительстве?

14.янв..20 10:26

Одним из объяснений пристрастия Русских князей к белокаменной архитектуре считают её ассоциативное единство с Храмом Соломона, белыми одеждами, Небесным Иерусалимом. «Всеобщая история архитектуры» утверждает, что причина в том, что белокаменные церкви и дворцы были хорошо видны с большого расстояния.


Как на Юрия Долгорукого влияла западная романская архитектурная традиция

07.янв..20 12:47

Для возведения преимущественного числа соборов и замков романского стиля в Германии задействовался камень, второстепенным же строениям гражданского характера и малым храмам в провинции "доставался" кирпич.


Почему Юрий Долгорукий сделал выбор в пользу белокаменного строительства?

31.дек..19 12:45

Будучи сочетанием всех цветов, белый цвет обладает небольшим красным компонентом и воспринимается слабее. Это объясняет, почему воспрещающие и привлекающие внимание сигналы как правило красного цвета.