Белокаменное зодчество времен Юрия Долгорукого

Белокаменное зодчество времен Юрия Долгорукого

Поистине, архитектура – отражение души эпохи. И чем глубже мы проникаем вглубь эпохи, тем (как и в случае с человеческой душой) больше вопросов и загадок. Время правления Андрея Боголюбского, Юрия Долгорукого, Всеволода Большое Гнездо – эпоха белого камня. Множество исследовательских работ, огромные объёмы информации так и не дали однозначный ответ на вопрос «почему?». Что это было, из каких соображений – политических, религиозных, а может просто вопрос индивидуального вкуса, моды?

Долгое время – приблизительно до третьей четверти XV ст. строительство сооружений из камня было исключительно княжеской прерогативой. Князья на всей территории подвластных им княжеств контролировали добычу камня, все строительные работы, будь то дворцы и крепости, или храмы и монастырские сооружения.

Наиболее ярко любовь к белокаменному зодчеству проявлялась у Московских и Владимиро-Суздальских князей. Хотя в соседних русских княжествах преобладающей уже была кирпичная кладка. Исключительно из кирпича построены все каменные сооружения в Киеве и Смоленске, Чернигове, Рязани и Переяславе Южном, на Волыни. Везде, во всех владениях разных русских князей, и нигде, ни единого – из белого камня.

А вот, например, во владениях Владимиро-Суздальских князей со времён Юрия Долгорукого и вплоть до Батыя возведено белокаменных строений 95% от общего числа.

В постмонгольскую эпоху (вплоть до 3-й четверти XV ст.) в Московских землях все крупные сооружения возведены исключительно из белого камня. И это несмотря на тот факт, что «дорого и трудно»: вдобавок к неимоверным сложностям добычи, дробления и обработки прибавлялись трудности и громадные расходы на транспортировку, ведь большинство каменоломен располагалось за сотни километров от стройки.

В XII ст. подобное строительство требовало перенапряжения всей ресурсной базы государства. Но владыки шли на это, невзирая на то, что при равноценных тратах труда, финансов, времени тот же Юрий Долгорукий мог построить не менее сорока храмов из кирпича вместо четырёх белого камня. Что это – самодурство, верность традиции, каприз? Или, всё же, часть продуманной стратегии?

Согласно одной из доминирующих версий, виной всему чрезмерный консерватизм князя Юрия, следствие его набожности, побуждавшее его принимать волюнтаристские решения, наплевав на соображения целесообразности.

По мнению других исследователей, причина перехода к белокаменному строительству – чисто эстетическая. Долгорукому-де была весьма по вкусу красота белого камня. Подобные объяснения чаще всего используют составители разного рода путеводителей и популярной литературы. Но не только – этой точки зрения придерживается и многие серьёзные исследователи-историки. Красота белокаменной архитектуры и правда неоспорима.


Оформите заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время

Новое в Блоге:

Почему древнерусские князья предпочитали белый камень в строительстве?

14.янв..20 10:26

Одним из объяснений пристрастия Русских князей к белокаменной архитектуре считают её ассоциативное единство с Храмом Соломона, белыми одеждами, Небесным Иерусалимом. «Всеобщая история архитектуры» утверждает, что причина в том, что белокаменные церкви и дворцы были хорошо видны с большого расстояния.


Как на Юрия Долгорукого влияла западная романская архитектурная традиция

07.янв..20 12:47

Для возведения преимущественного числа соборов и замков романского стиля в Германии задействовался камень, второстепенным же строениям гражданского характера и малым храмам в провинции "доставался" кирпич.


Почему Юрий Долгорукий сделал выбор в пользу белокаменного строительства?

31.дек..19 12:45

Будучи сочетанием всех цветов, белый цвет обладает небольшим красным компонентом и воспринимается слабее. Это объясняет, почему воспрещающие и привлекающие внимание сигналы как правило красного цвета.